![](/upload/resize_cache/iblock/357/360_0_2/img_5316_processor.jpg)
«Взрывная литография»: будущие студенты Бауманки научились создавать платы
ШМБ – можем поспорить, что эта аббревиатура надолго войдет в память более чем 1200 человек, принявших участие в Школе Молодого Бауманца, которая прошла с 23 по 27 августа в Подмосковье. 25 самых счастливых из них запомнят еще три буквы – ФМН – ведь именно вместе с инженерами нашего научного центра они смогли не только в конкурсном режиме проверить свои знания общей физики, но и спроектировать и изготовить собственную электронную схему криптографического ключа, чтобы запустить настоящий праздничный салют.
В двухдневной программе «Взрывной литографии» приняли участие 50 будущих студентов, из которых 25 смогли побороться за победу в конкурсе.
День 1. Литография
Ярким стартом соревновательного уикенда стала вводная лекция директора НОЦ Функциональные Микро/Наносистемы Ильи Родионова о возможностях центра, его команде, оборудовании и глобальных задачах, которые сегодня стоят перед коллективом. Илья подчеркнул отдельно, что двери Центра открыты всем: вне зависимости от факультета, на котором будут учиться ребята. Что действительно важно – это уровень подготовки и желание реализовывать свой потенциал в области микроэлектроники и нанотехнологий.
Продолжили практикой! Участники были поделены на команды, перед каждой из которых стояла задача своим умом и своими руками создать криптографическую схему для запуска торжественного салюта. Процесс создания платы в увеличенном масштабе повторял те технологические процессы, с которыми работают инженеры ФМН на ежедневной основе.
Параллельно научной работе молодые Бауманцы участвовали в игре, борясь за очки для своей команды. Ребята отвечали на вопросы (и сегодня никто из них не скажет, что забыл дату основания и имя ректора МГТУ имени Н.Э. Баумана), поднимали российскую науку в виде тяжеленных канистр с водой, вспоминали Третий закон Ньютона, перетягивая канат, и совершали квантовые скачки со скакалкой в руках.
Но самое интересное все-таки происходило в полевых мобильных лабораториях.
Так они выглядели в начале первого лабораторного дня.
Началась работа с трудоемкого процесса очистки платы: сначала плотной губкой, чтобы избавиться от оксида меди, а потом спиртом для удаления остатков органической химии и отпечатков пальцев.
После этого команды перешли к процессу литографии и ее первому этапу: нанесению фоторезиста в специально подготовленной комнате с желтым освещением.
![фоторезист (1).jpg фоторезист (1).jpg](/upload/medialibrary/144/fotorezist-_1_.jpg)
![фоторезист (2).jpg фоторезист (2).jpg](/upload/medialibrary/5cf/fotorezist-_2_.jpg)
Процесс экспонирования – облучения чувствительного резистивного слоя через фотошаблон – прошел с соблюдением необходимых технологических условий.
![Экспонирование (3).jpg Экспонирование (3).jpg](/upload/medialibrary/45e/eksponirovanie-_3_.jpg)
![Экспонирование (2).jpg Экспонирование (2).jpg](/upload/medialibrary/641/eksponirovanie-_2_.jpg)
За ним последовал процесс проявления, в ходе которого юные технологи растворяли резист, который не подвергся облучению при экспонировании. Использовался наиболее эффективный для данной задачи метод – распыление проявителя.
![Проявление (2).jpg Проявление (2).jpg](/upload/medialibrary/a94/proyavlenie-_2_.jpg)
![Проявление (1).jpg Проявление (1).jpg](/upload/medialibrary/8f9/proyavlenie-_1_.jpg)
На стадии травления прошел перенос изображения из фоторезистивной маски на медную поверхность посредством удаления не закрытых резистом участков платы.
![Травление (1).jpg Травление (1).jpg](/upload/medialibrary/9d9/travlenie-_1_.jpg)
![IMG_20190824_173810.jpg IMG_20190824_173810.jpg](/upload/medialibrary/d1a/img_20190824_173810.jpg)
![IMG_20190824_173541.jpg IMG_20190824_173541.jpg](/upload/medialibrary/d87/img_20190824_173541.jpg)
Завершилась работа над платой в первый день операцией по удалению остатков резиста.
Таким образом в конце первого дня у каждого из ребят на руках была своя личная печатная плата, выполненная по всем технологическим канонам. Теперь каждой команде предстояло оценить результаты своих участников и сделать выбор в пользу одной, наиболее правильно выполненной, чтобы в следующий день продолжить работу по созданию криптографического ключа.
День 2. Салют
Второй соревновательный день стартовал с лекции, посвященной электронике и схемотехнике, и мастер-классом по пайке в исполнении специалистов НОЦ ФМН. Правда, перед пайкой ребятам нужно было рассчитать криптографический ключ на основе делителя напряжения с использованием знаний общей физики.
И вот долгожданные платы для пускателя, от которых в этот день зависело, увидят ли ребята красивейший салют в ночном небе ШМБ или нет, готовы.
Испытания изготовленных плат проводились по очередности, зависящей от количества очков, набранных командами в ходе игры. Приоритет получила группа, набравшая наибольшее количество очков. Но, по иронии судьбы, получилось так, что только четвертая в рейтинге команда с наименьшим количеством баллов сумела правильно рассчитать и собрать плату криптографического ключа. Результат – красивейший салют в вечернем небе над Ступино.
«ШМБ – это первое соприкосновение будущих первокурсников с университетом, и специалисты ФМН сделали все возможное для того, чтобы оно стало как можно более ярким, динамичным и вдохновляющим. Пройденный двухдневный курс – замечательная метафора той ювелирной, уникальной работы, которую ежедневно выполняют специалисты нашего центра, решая глобальные задачи развития микро- и нанотехнологий в России и за рубежом», – отметил Илья Родионов, директор НОЦ ФМН.
P.S. Кстати, любимым игровым испытанием для ребят стал конкурс переодевания, в рамках которого будущие студенты должны были как можно более оперативно и правильно облачиться в рабочую униформу сотрудников НОЦ ФМН для «Чистой комнаты» центра. С удовольствием делимся снимками счастливых будущих студентов!